Информатика (ИКТ)

Аннотация к рабочей программе дисциплины

 «Информатика и ИКТ 7 класс» на 2019-2020 учебный год

 

На основании статьи 47 пункта 3 закона «Об образовании» (новый), на основании статьи 32 пункта 2 закона «Об образовании» (старый), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, одобренных решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного плана учебного плана  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 года №1312, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям составлена данная рабочая программа по информатике.

Данная программа предназначена для работы в 7 классе, курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочая программа по информатике составлена на основе нормативных документов:

Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html;

Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL:  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.htmlИнформатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;

Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011;

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010);

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312.

 

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа.

Содержание этой программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, указывает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся. Целями изучения информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей (согласно примерной программы):

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Однако содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной области науки информатики, в частности:

мировоззренческий аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов;

пользовательский аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования новых информационных технологий;

алгоритмический аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.

При изучении непрерывного курса информатики и информационных и коммуникационных технологий реализуются образовательные цели:

Развивающая цель направлена на формирование творческой личности, на развитие памяти, воображения, мотива, развитие  алгоритмического  и  операционного  стилей мышления.

Практическая цель направлена на подготовку учащихся к реальной деятельности, решению практических задач в процессе изучения других предметов, подготовку обучаемых к жизни в информационном обществе.

Воспитательная цель предполагает соответствие содержания предмета информатики современным требованиям воспитания подрастающего поколения, которые направлены на формирование у учащихся гражданственности, мировоззрения, нравственности и высокой морали.

Глобальной целью среднего образования является достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, вовлечение её в сознательно ценную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования и самовыражения.

Таким образом, основная цель изучения образовательной области информатики в школе — овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий в своей учебной деятельности как средства саморазвития и самореализации.

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Учебная деятельность на уроках информатики направлена на формирование и развитие следующих компетенций:

Личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности; 

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

В соответствии с годовым календарным учебным планом государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования №2 г. Каменск-Шахтинского утвержденным на 2013-2014 учебный год программа для воспитанников 5 и 7 классов корректируется на 35 часов в год.

   

Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Информатика и ИКТ 8-9 класс» на 2019-2020 учебный год

 

На основании статьи 47 пункта 3 закона «Об образовании» (новый), на основании статьи 32 пункта 2 закона «Об образовании» (старый), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года №1089, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, одобренных решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного плана учебного плана  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 года №1312, примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, на основании утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год составлена данная рабочая программа по информатике.

Данная программа предназначена для работы в 8-9 классах, курс рассчитан на 68 часа в год (в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе 1 час в неделю). Рабочая программа по информатике составлена на основе нормативных документов:

Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;

Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html;Хочу такой сайт

Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL:  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–9 классов / сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова [Электронный ресурс] // http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/pprogramm.doc;

Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011;

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2010);

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312.

В соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и данная программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 68 часов (в том числе в VIII классе — 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе — 34 учебных часов из расчета 1 часа в неделю).

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68 учебных часа.

Содержание этой программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, указывает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основная цель — решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Образовательные цели подготовки учащихся в области информатики и информационных технологий в среднем звене предполагают:

формирование у школьников основ информационной картины мира, знакомство с информационными процессами в окружающей и информационной среде;

знакомство с важнейшими понятиями информатики (информация, алгоритм, исполнитель и др.), основными компонентами ЭВМ и их назначением;

включение компьютера в повседневную учебную деятельность как эффективного познавательного и развивающего средства, поддерживающего традиционное обучение;

знакомство со сферами применения компьютерной техники - важнейшими информационными и коммуникативными технологиями;

освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализация (выделение в задаче логически самостоятельных частей и установление связей между ними), алгоритмизация (выполнение и разработка алгоритмов решения учебных или практических задач), рисование и конструирование на компьютере, решение практических задач с применением компьютеров;

развитие психических функций ребёнка: мышление, внимание, воображение, воля;

формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, базирующихся как на общем, так и на специальном инструментарии, в частности, инструментарии современных информационных и коммуникативных технологий (поиск, запись, анализ, отбор, синтез, обобщение, конкретизация, классификация, организация, преобразование, представление, передача, моделирование, проектирование информационных объектов и процессов, управление объектами и процессами);

формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

Воспитательные цели:

формирование основ культуры информационной деятельности, понимаемой как умение человека эффективно использовать основные информационные и коммуникативные технологии;

формирование интереса к изучению информатики, повышение мотивации изучения других учебных предметов за счёт использования в их преподавании элементов информационных и коммуникационных технологий;

нравственное воспитание (высокий уровень информационной свободы требует выработки умения избирательного отношения к информации: уже на самых ранних этапах обучения необходимо закладывать основы «информационного» вкуса школьников, объясняя им недопустимость игровых программ с насилием, жестокостью;

эстетическое воспитание;

воспитание бережного отношения к компьютерной технике, программному обеспечению, информации.

К практическим целям можно отнести:

овладение основными навыками пользования ЭВМ;

умение применять полученные знания для решения простейших практических задач в изучении других школьных предметов;

овладение умением самостоятельно добывать знания с помощью средств технологий.

Планируемые результаты изучения информатики:
личностные, метапредметные и предметные

 

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель».

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование — предвосхищение результата; контроль — интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Аннотация к рабочей программе (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(960)42-04-634

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».