Информатика (ИКТ)
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Информатика
и ИКТ 7 класс» на 2019-2020 учебный год
На
основании статьи 47 пункта 3 закона «Об образовании» (новый), на основании
статьи 32 пункта 2 закона «Об образовании» (старый), в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской
академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» от 5 марта 2004 года №1089, федерального базисного учебного плана
и примерных учебных планов, одобренных решением коллегии Минобразования России
и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12,
утвержденных приказом Минобразования России «Об утверждении федерального
базисного плана учебного плана
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
от 9 марта 2004 года №1312, примерной программы основного общего образования по
информатике и информационным технологиям составлена данная рабочая программа по
информатике.
Данная
программа предназначена для работы в 7 классе, курс рассчитан на 34 часа в год
(1 час в неделю). Рабочая программа по информатике составлена на основе
нормативных документов:
Государственный
образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего
образования;
Закон
РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]
// – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html;
Закон
РФ «Об образовании» [Электронный
ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» [Электронный ресурс] //
– Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.htmlИнформатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие /
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
Обязательный
минимум содержания основного общего курса информатики;
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
/ сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение,
2011;
Примерная
программа основного общего образования по информатике и информационным
технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11
классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010);
Федеральный
базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312.
Основной
задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (
Содержание
этой программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной
Министерством образования и науки РФ, конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта, указывает распределение учебных часов по разделам
курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного
образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся. Целями изучения
информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей (согласно примерной программы):
освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание
ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков
применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и
коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий,
востребованных на рынке труда.
Однако
содержание курса школьной информатики должно отражать все аспекты предметной
области науки информатики, в частности:
мировоззренческий
аспект, связанный с формированием системно-информационного подхода к анализу
окружающего мира, роли информации в управлении, общих закономерностях
информационных процессов;
пользовательский
аспект, связанный с практической подготовкой учащихся в сфере использования
новых информационных технологий;
алгоритмический
аспект, связанный с развитием процедурного мышления школьников.
При
изучении непрерывного курса информатики и информационных и коммуникационных
технологий реализуются образовательные цели:
Развивающая
цель направлена на формирование
творческой личности, на развитие памяти, воображения, мотива, развитие алгоритмического и
операционного стилей мышления.
Практическая
цель направлена на подготовку
учащихся к реальной деятельности, решению практических задач в процессе
изучения других предметов, подготовку обучаемых к жизни в информационном
обществе.
Воспитательная
цель предполагает соответствие
содержания предмета информатики современным требованиям воспитания
подрастающего поколения, которые направлены на формирование у учащихся
гражданственности, мировоззрения, нравственности и высокой морали.
Глобальной
целью среднего образования является
достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу,
вовлечение её в сознательно ценную активность, обеспечение возможностей
эффективного самообразования и самовыражения.
Таким
образом, основная цель изучения образовательной области информатики в
школе — овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и
использования информации, привитие навыков сознательного и рационального
использования компьютерных технологий в своей учебной деятельности как средства
саморазвития и самореализации.
Требования
к уровню подготовки учащихся
Учебная
деятельность на уроках информатики направлена на формирование и развитие
следующих компетенций:
Личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе
пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и
творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации
творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного,
алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня
и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного
взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике
как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению
индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой
информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество
окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и
технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основные
метапредметные образовательные
результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в
области информатики и ИКТ:
уверенная
ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного
использования при изучении школьных
дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение
основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ
объектов и ситуаций; синтез как
составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих
компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов; обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение
умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности
и структуры действий, необходимых для
достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько
качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение
основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
владение
информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные
структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы,
схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в
другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей
задачи, проверять адекватность модели
объекту и цели моделирования;
широкий
спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов
информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде
соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для
автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных
процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и
размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного
информационного пространства;
опыт
принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных
для них алгоритмов (программ);
владение
базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных
экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных
средств;
владение
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и
взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной
собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед
аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной
жизни.
В соответствии с годовым календарным
учебным планом государственного казенного образовательного учреждения
Ростовской области общеобразовательной школы-интерната среднего (полного)
общего образования №2 г. Каменск-Шахтинского утвержденным на 2013-2014 учебный
год программа для воспитанников 5 и 7 классов корректируется на 35 часов в год.
Аннотация к рабочей программе дисциплины
«Информатика и ИКТ 8-9 класс» на 2019-2020 учебный год
На основании статьи 47 пункта 3 закона
«Об образовании» (новый), на основании статьи 32 пункта 2 закона «Об
образовании» (старый), в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования одобренного решением коллегии
Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23
декабря 2003 года №21/12, утвержденного приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта
2004 года №1089, федерального базисного учебного плана и примерных учебных
планов, одобренных решением коллегии Минобразования России и Президиума
Российской академии образования от 23 декабря 2003 года №21/12, утвержденных
приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного плана
учебного плана начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования» от 9 марта 2004 года №1312,
примерной программы основного общего образования по информатике и
информационным технологиям, на основании
утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год составлена данная
рабочая программа по информатике.
Данная программа предназначена для
работы в 8-9 классах, курс рассчитан на 68 часа в год (в 8 классе 1 час в
неделю, в 9 классе 1 час в неделю). Рабочая программа по информатике составлена
на основе нормативных документов:
Государственный образовательный
стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования;
Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета –
URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html;
Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс] // – Российская газета –
URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;
Приказ
Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный
год» [Электронный ресурс] // – Российская газета – URL: http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html
Информатика и ИКТ. Учебная программа и
поурочное планирование для 8–9 классов / сост. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова [Электронный ресурс] //
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/pprogramm.doc;
Обязательный минимум содержания
основного общего курса информатики;
Примерная основная образовательная
программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов — М.: Просвещение, 2011;
Примерная программа основного общего
образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы
для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /
составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010);
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Методическое
пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2006;
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312.
В соответствии с «Примерной программой
основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом
Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и данная программа рассчитана на
изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 68
часов (в том числе в VIII классе — 34
учебных часа из расчета I час в неделю и
в IX классе — 34 учебных часов из расчета 1 часа в
неделю).
Основной задачей курса является
подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным
стандартом основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г). В
соответствии с Базисным учебным планом (федеральный компонент), курс рассчитан
на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 68
учебных часа.
Содержание этой программы согласовано с
содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и
науки РФ, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,
указывает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного
учреждения, возрастных особенностей учащихся.
Курс нацелен на формирование умений
фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически
оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать
информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;
создавать, реализовывать и корректировать планы.
Основная цель — решение задачи
формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного
предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансировано
отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая
информатика, прикладная информатика (средства информатизации и
информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный
характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной
области: информацию, информационные процессы, информационные модели.
Изучение информатики и информационных
технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного
мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения
имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области
информатики и информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и
общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и
избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению
образования с применением средств ИКТ.
Образовательные
цели подготовки учащихся в
области информатики и информационных технологий в среднем звене предполагают:
формирование у школьников основ
информационной картины мира, знакомство с информационными процессами в
окружающей и информационной среде;
знакомство с важнейшими понятиями
информатики (информация, алгоритм, исполнитель и др.), основными компонентами
ЭВМ и их назначением;
включение компьютера в повседневную
учебную деятельность как эффективного познавательного и развивающего средства,
поддерживающего традиционное обучение;
знакомство со сферами применения
компьютерной техники - важнейшими информационными и коммуникативными
технологиями;
освоение способов деятельности,
отражающих специфические методы информатики: формализация (выделение в задаче
логически самостоятельных частей и установление связей между ними),
алгоритмизация (выполнение и разработка алгоритмов решения учебных или
практических задач), рисование и конструирование на компьютере, решение
практических задач с применением компьютеров;
развитие психических функций ребёнка:
мышление, внимание, воображение, воля;
формирование и развитие у школьников
обобщенных способов деятельности, базирующихся как на общем, так и на
специальном инструментарии, в частности, инструментарии современных
информационных и коммуникативных технологий (поиск, запись, анализ, отбор,
синтез, обобщение, конкретизация, классификация, организация, преобразование,
представление, передача, моделирование, проектирование информационных объектов
и процессов, управление объектами и процессами);
формирование у школьников представлений
об информационной деятельности человека и информационной этике как основах
современного информационного общества.
Воспитательные
цели:
формирование основ культуры
информационной деятельности, понимаемой как умение человека эффективно
использовать основные информационные и коммуникативные технологии;
формирование интереса к изучению
информатики, повышение мотивации изучения других учебных предметов за счёт
использования в их преподавании элементов информационных и коммуникационных
технологий;
нравственное воспитание (высокий
уровень информационной свободы требует выработки умения избирательного
отношения к информации: уже на самых ранних этапах обучения необходимо
закладывать основы «информационного» вкуса школьников, объясняя им
недопустимость игровых программ с насилием, жестокостью;
эстетическое воспитание;
воспитание бережного отношения к
компьютерной технике, программному обеспечению, информации.
К
практическим целям можно отнести:
овладение основными навыками
пользования ЭВМ;
умение применять полученные знания для
решения простейших практических задач в изучении других школьных предметов;
овладение умением самостоятельно
добывать знания с помощью средств технологий.
Планируемые
результаты изучения информатики:
личностные, метапредметные и предметные
Личностные
результаты — это сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу,
объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми
при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и
критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с
учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства
личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание
с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к
повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием
средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию
ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,
эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
результаты — освоенные обучающимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе,
являются:
владение общепредметными понятиями
«объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель».
владение умениями организации
собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что
требуется установить; планирование — определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи
фиксированного набора средств; прогнозирование — предвосхищение результата;
контроль — интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися
данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения
ошибки); коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план
действий в случае обнаружения ошибки;
оценка — осознание учащимся того, насколько качественно им решена
учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления
объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными
умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск
и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием
как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания
объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели
моделирования;
широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,
хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства.
Предметные
результаты включают в себя: освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках
учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных
и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными
результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных
изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления,
необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере
как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и
структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в
соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений
безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами
и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.